Сезон 2010 в России. Сухие строительные смеси: самый скорорастущий сегмент
Повод для оптимизма
Разговор о текущей ситуации на рынке начинается с прошлогодних воспоминаний: всё относительно. Евгений Беляев, управляющий Союзом производителей сухих строительных смесей РФ, так оценивает общую картину производства и потребления ССС в России: «Объём внутреннего производства ССС в прошлом году составил примерно 5,2 млн тонн. Падение по отношению к 2008 году составило около 10%. Больше всего пострадал импорт: ввоз продукции фирм-нерезидентов упал практически вдвое - до 400 тыс. тонн. Такие цифры в своих исследованиях показывает наша партнёрская компания «Агентство строительной информации», и в целом они совпадают с нашими оценками положения дел на российском рынке ССС. Сейчас относительно показателей минувшего года рынок демонстрирует прирост».
На российском рынке ССС присутствует около 230 игроков. При этом львиная доля и потребления, и производства приходится на Москву, Санкт-Петербург и Ленинградскую область. УрФО по объёмам рынка ССС стоит на третьем месте после Центрального и Северо-Западного округов. На территории Большого Урала работает 42 производителя ССС: в Челябинской и Свердловской областях - 13 и 12 соответственно; в Пермском крае - 4; в Тюменской области и Башкирии - по 3; в Удмуртии и Оренбуржье - по 2; в Курганской области - 1. Основное отличие уральского рынка, к примеру от рынка Москвы, - меньший размер игроков. На территории Большого Урала расположена примерно шестая часть российских производителей, но выпускают они всего около 7% общероссийского объёма ССС.
Дмитрий Белоусов, руководитель отдела продаж ЗАО «Сатурн-Екатеринбург»,уверен в потенциале региона: «Екатеринбург - один из самых динамичных городов по строительству коммерческой и жилой недвижимости. Поэтому относительно Свердловской области и её столицы прогноз, обещающий докризисные продажи, полностью оправдывается. Думаю, до конца 2010 года возможен плюс минимум на 10% относительно 2008 года».
Если же сравнивать ситуацию по разным сегментам строительных материалов, производители сухих строительных смесей имеют некоторое преимущество: продукция этой отрасли используется преимущественно в начальной стадии строительного процесса - для сооружения фундаментов, возведения стен и перекрытий, а сухие строительные смеси - на финальной - для внутренней и наружной отделки. За счёт того что застройщики продолжают реализацию начатых ещё до кризиса проектов, ввод новых объектов жилищного и промышленного строительства остался на уровне прошлого года. Соответственно, сохраняется и спрос со стороны строительных подрядных организаций на продукцию ССС. Кроме того, сухие строительные смеси широко применяются при ремонте уже существующих зданий и сооружений, квартир в жилых домах; поставляются в торговые сети частным потребителям.
Текущий сезон радует специалистов. Говорить о долгосрочных перспективах рынка эксперты не решаются. Евгений Беляев считает прогнозы на более длительные сроки делом неблагодарным, «особенно с учётом такого фактора, как вполне реальная вторая волна кризиса, приостановленного лишь массированной закачкой денег в экономику». Солидарен и Дмитрий Белоусов: «Прежде чем планировать на ближайшее будущее, надо трезво оценивать тенденции продаж-2010. Во-первых, часть объектов была «заморожена» в 2009 году, и в этом году их вводят в эксплуатацию, а новые объекты только на стадии проектирования. Во-вторых, строительные компании до сих пор используют взаимозачётные схемы работы с поставщиками товаров и услуг. В-третьих, население придерживает наличные средства и не вкладывает в покупку или строительство недвижимости. В дальнейшем, если не будет поддержки со стороны правительства и банков в обеспечении «длинными» деньгами строительных компаний и ипотеки для населения, возможно, будет дефицит жилой недвижимости, когда спрос будет, а новые объекты не строят и не вводят в эксплуатацию».
Повод для конкуренции
В относительно отдалённой перспективе сейчас уместно говорить скорее о конкуренции на рынке ССС. По прогнозам, она будет разворачиваться в двух плоскостях: между отечественными и иностранными игроками с одной стороны; между федеральными и региональными - с другой.
По оценкам Дмитрия Белоусова, 70% смесей имеют российское «гражданство», и 30% - это импортируемые ССС: «Иностранные производители в целях снижения себестоимости производства и логистики при высоком качестве товара открывают производства на территории России. И, как следствие, соотношение будет меняться в сторону российских ССС». Дополняет Евгений Беляев: «Если в 90?х годах прошлого века доля ССС фирм-нерезидентов составляла в РФ практически 90%, то по истечении двух десятков лет наблюдается обратная картина: 90% потребляемых смесей производится на территории России. Если иностранная компания (например, «Мапей», «Хенкель-Баутехник», «Мурексин» и пр.) имеет производственную площадку на территории нашей страны, мы уже рассматриваем её продукцию как отечественную. Ибо такая компания создаёт рабочие места в России, платит налоги в России, продаёт свою продукцию в России».
У компаний, работающих под международными марками, есть свои конкурентные преимущества: большая известность международных брендов («Кнауф», «Церезит», «Ветонит») и высокая производительность труда. Важную роль играет организация производства: у российских компаний она существенно ниже. «Чистый» импорт ССС не превышает 10-11% и в перспективе может снизиться до 5-6% от общего объёма потребления». Позиции иностранных производителей сильны в сегменте высокотехнологичных дорогих смесей и смесей, предназначенных для розничных (бытовых) продаж.
Что касается конкуренции внутри России, специалисты предсказывают, что федеральные компании, скорее всего, будут стремиться размещать производства на местах, чтобы снизить транспортную составляющую и предложить конкурентные цены. Смеси - относительно тяжёлый и дорогой продукт, и возить его из одного федерального округа в другой нелогично. Другой возможный вариант - оптимизация логистических цепочек, создание эффективных сетей дистрибуции. Региональным игрокам, по мнению экспертов, следует заниматься скорее продвижением продукции, нежели открытием новых производств: их мощности зачастую недозагружены, а продукция гораздо менее заметна. Здесь встаёт вопрос об эффективном продвижении ССС. Пропорция между ценовой и рекламномаркетинговой конкуренцией должна существенно измениться в пользу последней: рекламные и маркетинговые кампании игроков активизируются. Евгений Беляев: «Безусловно, и хорошие специализированные выставки, и грамотно спланированные рекламные кампании являются эффективным инструментом продвижения брендов. Практически все производители направляют на рекламу своей продукции определённый процент от прибыли. Варьируется только размер рекламных бюджетов под влиянием множества факторов. Истина рождается, как ересь, а умирает, как банальность: реклама - двигатель торговли».
Повод для размышлений
В числе важнейших проблем, с которыми производители ССС сталкивались и до кризиса, и в настоящее время, и обязательно столкнуться в период активного роста рынка - это неудовлетворительное качество исходных, сырьевых материалов. Нельзя, конечно, отрицать тот факт, что качество российских ССС улучшилось, и этому есть несколько причин. За последние несколько лет на российский рынок вышли крупные зарубежные производители ССС, которые в условиях обострившейся конкуренции стремятся открыть собственные производства на территории России или на территории бывших советских республик. Можно назвать такие бренды, как Litokol (Италия), Mapei (Италия), Knauf (Германия), Ceresit (Германия), Saint-Gobain (Франция), Terrako (Швеция), Vetonit (Финляндия) и другие. В связи с этим многие российские компании-производители, чтобы выжить в конкурентной борьбе, стали улучшать качество своих сухих смесей. Также некоторые российские компании-производители ССС стали вводить в свой ассортимент новые материалы, аналогичные продукции зарубежных конкурентов. Однако принципиально ситуацию с некачественным сырьём и добавками эти факторы не переломили.
Одними из основных компонентов, влияющих на качество сухих строительных смесей, являются специальные добавки. Обычно они занимают в общем объёме смеси достаточно малую долю (1-10%), но заметно увеличивают стоимость. Каждая добавка выполняет определённую функцию, и именно они придают сухой смеси свойства, необходимые для выполнения того или иного конкретного вида работы. К сожалению, если говорить о возможности развития производств химических добавок, в России не развита элементная база. Слабым местом остаётся и производство высококачественного латекса и ряда других компонентов. Причём проблемы заложены в самой структуре химической промышленности России, которая почти без изменений сохранилась со времён СССР.
Пять «плохих» аргументов в пользу покупки смеси
Выбирая смесь, каждый наверняка слышит доводы продавца в пользу определённого продукта. Есть аргументы, которые стоят внимания и денег, но бывают и «пустышки». Некоторые доводы не являются реальным конкурентным преимуществом.
1. Импортное качество. Большинство известных западных брендов уже давно разместили свои производственные мощности на территории Российской Федерации. Но и качество отечественных смесей значительно выросло за последние годы. Некоторые не уступают зарубежным аналогам. Отечественные предприятия перенимают западные технологии, закупают европейское оборудование, обучают специалистов на базе иностранных заводов. Всё это значительно повышает конкурентоспособность российских смесей.
2. «Супер-пупер». Продавец должен вам чётко рассказать, почему он советует ту или иную смесь под данный вид работ: по характеристикам,
сфере применения, свойствам в работе. Ответ «это просто лучшая смесь на рынке» говорит о том, что продавец просто не готов подробно рассказать о свойствах и сравнительных характеристиках данной смеси.
3. Самый дорогой. Вполне может быть, что вы просто платите за транспортировку товара из далёкой страны.
4. Самый дешёвый. В некоторых регионах местные марки имеют одну из самых низких цен, но при этом они не уступают по качеству всем остальным.
5. Зарубежные модифицирующие добавки. 90% марок смесей, которые сейчас представлены на рынке, изготавливаются с использованием одних и тех же добавок. Это не значит, что они одинаковые по качеству: многое зависит от компетенции технолога, объёмной доли добавок и качества вяжущего. Простой факт наличия импортных добавок ещё не доказательство качества.
Основным потребителем сухих строительных смесей следует считать строителей-профессионалов. На них приходится более 75% потребления этих материалов.
Согласно опросу потребителей, основным фактором выбора ССС является цена: для 70% опрошенных. Следом идут технические характеристики (41,8%) и экологическая безопасность материала (29,6%). Следующим по значимости фактором выбора ССС оказались репутация фирмы-производителя и страна-производитель (18%). При выборе марок ССС в 45,7% случаев упоминались товары российского производства, в 54,3% - импортная продукция.
Источник: ИД Предприниматель, журнал "Строительные материалы и услуги" №7, Юлия РАИЛЬЧЕНКО